Технология No-Till в цифрах

Характеристики

No-Till – это технология, которая позволяет сеять семена растений без использования вспашки, культивации и т.д. Прорезая остатки прошлых культур, специальная сеялка кладет семечко в почву и укрывает его землей. 

Переход на технологию No-Till и ее правильное использование требует значительных усилий, теоретической подготовки персонала, переоснащения парка техники, соблюдение севооборота, и т.д. Поэтому из 1,5 млрд гектар пашни технологией нулевой обработки почвы используется только 0,1 млрд гектар в мире. В нашей стране о сложности данной технологии стало известно благодаря работам А. И. Бараева в 60-х годах прошлого века. На сегодняшний день разработка и изучение No-Till ограничены из-за отсутствия достаточного количества полей в распоряжении институтов и невозможности приобретения дорогостоящих посевных комплексов. Использование технологии ограничивается разным составом почвы, поэтому необходимо дорабатывать посевные комплексы. В России отчасти это получилось сделать Т. С. Мальцеву, который смог подстроить No-Till к местным условиям за счет повышения доли чистого пара и поздних сроков посева, позволяющих убирать сорняки предпосевной обработкой, а в дальнейшем – применением гербицидов.


РАСПРОСТРАНЕНИЕ


Использование технологии No-Till с каждым годом растет. Есть страны, которые достигли 90% обработки почвы данной технологией. На 2011 год ряд стран более чем на 50% перешли на технологию «прямого посева». Точных данных на 2020 год еще нет, но, скорее всего, количество таких стран увеличилось в разы. На данный момент распространенность технологии в России стремительно увеличивается. Так, в 2016 году о No-Till знало 30% от общего количества фермеров РФ, а использовали эту технологию только 5% от общего числа. В 2020 году эти показатели увеличились в разы и теперь о ней знают 80% фермеров, а используют 11-12%. Такой большой рост связан с тем, что No-Till позволяет не только увеличить доход, но и позволяет защитить растение от плохих погодных условий. Можно выделить несколько основных плюсов технологии «прямого посева»: накопление пожнивных остатков, качественный высев, уменьшение времени на обработку почвы. Каждый из них рассмотрим подробнее. Пожнивные остатки играют очень важную роль при использовании технологии No-Till. Они позволяют сохранить влагу почвы, уменьшить ветровую и водную эрозию почвы, защитить от неблагоприятных погодных условий и увеличить слой гумуса, тем самым повышая количество червей в почве. Пожнивные остатки могут быть распределены по поверхности поля или быть в вертикальном положении. Оставляют стебли вертикальными для того, чтобы зимой удерживать снег. Согласно четырехгодичному исследованию на опытной станции в США, влияние пожнивных остатков на урожай зерна выглядит так, что без пожнивных остатков накопилось влаги 72 мм, урожай 17 ц, при 1 тонне остатков на га накопилось влаги 99 мм, урожай 24 ц, при 4 т/га накопилось влаги 116 мм, урожай 30 ц, при 12 т/га накопилось влаги 147 мм, урожай 40 ц. Благодаря остаткам не происходит водяная и ветряная эрозия почвы. Согласно опыту фермеров, которые используют технологию No-Till, разница между классической технологией и «прямым посевом» составляет 1 см в год. Т.е. за 20 лет уровень почвы со вспашкой на 20 см ниже, чем уровень почвы с технологией No-Till.

Сеялки «прямого посева» позволяют производить качественный высев, который содержит в себе следующие положительные качества:

  • Снижение нормы высева ~ в 2-3 раза.
  • Снижение затрат на покупку семян ~ в 1,5-2 раза.
  • Снижение затрат на покупку удобрений за счет внедрения м/с.
  • Повышение качества бобовых, пропашных, зерновых и м/c культур.
  • Уменьшение себестоимости зерна ~ в 1,5 раза.
  • Увеличение равномерности всходов.
  • Увеличение процента всхожести.
  • Уменьшение потерь семян за счет
  • укрытия и плотного прижатия семян землей.

Так как уменьшается количество механических обработок поля, то мы имеем следующие положительные факторы:

  • Увеличение ресурса спецтехники и уменьшение амортизации.
  • Уменьшение затрат на техническое
  • обслуживание сельхозтехники и ремонт.
  • Уменьшение количества плановых работ по ТО спецтехники.
  • Уменьшение затрат на ГСМ.
  • Уменьшение выбросов СО2 и вредных веществ.
  • Уменьшение уплотнения почвы и подплужной подошвы.
  • Уменьшение количества рабочих часов у механизаторов.

В итоге совокупность всех этих положительных факторов дает фермеру, использующему технологию «прямого посева», увеличение прибыли, наличие бизнес-плана на 5-20 лет, обновление автопарка.

Мы поговорили о плюсах, теперь перейдем к минусам:

  • Увеличение количества вредителей.
  • Необходимость соблюдения технологии в сочетании с севооборотом.
  • Повышение затрат на химическую обработку поля в первые 2-3 года.
  • Необходимость создания плана севооборота на 5-20 лет и внедрения покровных культур.
  • Более поздний посев.

 


ЗАТРАТЫ НА ГСМ


Мы рассмотрели плюсы и минусы технологии No-Till, давайте теперь посмотрим на результаты исследования затрат на ГСМ при обработке площади в 150 га.

Традиционная технология предполагает 17 механических обработок почвы, минимальная технология – 11 обработок, «прямой посев» – 8 обработок. Благодаря снижению количества обработок выбросы СО2 сократятся в 2,5 раза, и это только с учетом выбросов от сельхозтехники и без учета испарений полевой влаги. Затраты на ГСМ также уменьшаются в 2,5 раза по сравнению с традиционной технологией.

В России технологию No-Till активно развивает компания «Современные Агротехнологии». Эта компания сотрудничает с экспертами в области «прямого посева», которые обеспечивают грамотный переход на эту технологию и полное сопровождение. «Современные Агротехнологии» взаимодействуют с родоначальником «прямого посева» – Аргентиной, в этой стране «прямой посев» применяют уже более 25 лет.

Также в Аргентине производят сеялки для «прямого посева» – GHERARDI, этому заводу уже более 95 лет и их посевная техника адаптирована для российских почв и работает в нашей стране уже 13 лет. «Современные Агротехнологии» проводят семинары и обучение по технологии «прямого посева» как в России, так и в Аргентине.